Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?

Ермолюк Ольга Сергеена, воспитатель логопедической группы

 

                                  Ермолюк Ольга Сергеена, воспитатель логопедической группы

В мире пластилиновых чудес.

Проектная деятельность: « Пластилинография - лучший способ развития мелкой моторики ребёнка».
Развитие моторики рук у детей является очень важным моментом в формировании полноценного и успешного человека. Степень развития мелкой моторики рук имеет огромное значение для развития ребёнка в целом. Она влияет на высшую нервную деятельность и умственное развитие детей. Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, слабо развитым вниманием, памятью, мышлением, можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной и востребованной. Одной из интересных и увлекательных форм работы с детьми является - пластилинография. Эта техника рисования способствует снятию мышечного напряжения и расслабления, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. Работа с пластилином развивает тактильное восприятие, так как идет работа различными по качеству материалами, использование их требует ловкости в обращении с мелкими предметами, способствует координации движений рук, учит детей владеть руками. Лепка является одним из средств познания мира и развития восприятия. Ребенок познает мир наглядно, часто через свои ощущения. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов — увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение. Такая работа позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.
В 2015 – 2016 учебном году с целью развития мелкой моторики и умственных способностей детей старшего дошкольного возраста был разработан и реализован проект « В мире пластилиновых чудес».
Проект рассчитан на один год.
Возрастная группа – подготовительная.
Цель проекта: Познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки –пластилинографией. Развивать мелкую моторику рук у детей старшего дошкольного возраста путем пластилинографии.

Задачи проекта:
• Учить создавать картины используя основные приемы пластилинографии (скатывание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
• Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
• Учить передавать в лепке разнообразные сюжеты на темы окружающей жизни.
• Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
• Развивать словотворчество в процессе рассказывания и обыгрывания придуманных сюжетов.
• Развивать художественный вкус, воображение, пространственное мышление.
• Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, усидчивость, аккуратность, терпение.
• Воспитывать желание самостоятельно изображать картины с помощью
пластилина.
Этапы проекта:
1-й этап – подготовительный
• Проведение диагностики детей подготовительной группы по развитию мелкой моторику рук. Изучение разных видов пластилина и его свойств. Подготовка материалов и приспособлений применяемых при работе с пластилином. Написание перспективного плана на год.
• Консультации и мастер классы для родителей. Ознакомление родителей с планом и задачами проекта.
• Изучить и освоить основные приемы пластилинографии; научиться работать на ограниченном пространстве.
• Проведение пробных занятий.
На этом этапе была проведена диагностика детей. При составлении перспективного плана на год отбирались наиболее интересные и доступные для детей темы, сюжеты. Весь подбираемый материал для работы с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт. Ежемесячно, в соответствии с планом проводилось по четыре занятия. В ходе работы были подключены родители воспитанников, с которыми проводились мастер классы для знакомства с техникой пластилинографии, консультации, где было рассказано о важности лепки для развития мелкой моторики рук, были предложены идеи для совместной деятельности дома с детьми.
2-й этап – практический
• Применение на практике основных приемов и техник платилинографии при создании картин.
• Создание и применение на практике дидактических игр по лепке.
• Участие в муниципальных конкурсах.
• Коллективная форма работы - создание мультфильмов.
• Проведение открытого занятия «В страну Гжели».
• Презентация поделок.
Работу с детьми нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие. Если работа направлена на развитие и укрепление моторику рук, тогда выполнение упражнений должно быть регулярным. Очень важно ободряющее поведение взрослого. Ребёнку всегда предлагается инструкция. Нельзя заменять её рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной. В работе с детьми использовались различные приемы рисования пластилином: процарапывание по пластилину; рисование мазками; рисование жгутиками; использование пластилиновых шариков и т.д. В проект были включены следующие дидактические игры: «Что услышу, то слеплю», «Пластилиновое рисование», «Волшебные шарики», «Пластилиновые буквы и цифры». Использование игр в данной технике развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к творчеству, развивает воображение, образное мышление. В течение года дети имели возможность участвовать в конкурсах «Рождество Христово», «Пожар в лесу». Провелось открытое мероприятие «В страну Гжели», на котором дети совместили знания о народных промыслах и лепки. В своей работе с детьми я использовала такую форму работы, как мультфильм. В ходе работы у детей развивается умение работать в коллективе, художественный вкус, мелкая моторика рук. По ходу проекта дошкольники участвовали в конкурсах на лучшую поделку; изготавливали поделки для оформления интерьера детского сада; подарки для родителей к праздникам.
3-й этап – итоговый.
• Итоговая диагностика детей.
• Оформление материалов проекта.
• Выступление с опытом работы в конкурсе «Воспитатель года».
При итоговой диагностики, чтобы определить пользу лепки для развития моторику рук ребенка были взяты несколько детей, не занимающихся этой техникой. По детским работам сделала выводы, что дети занимающиеся пластилинографией в своих работах используют разные способы лепки. Умелость рук и согласованность движений гораздо выше, чем у детей не работающих в этой технике. Изучив графические навыки, видно, что у детей занимавшихся пластилинографией мелкая моторика рук значительно выше, чем у детей, не работающих постоянно в этой технике. В быту ребенку необходимо совершать какие-нибудь манипуляции мелкой моторики: манипулирование мелкими предметами, застёгивание пуговиц, письмо, рисование. Поэтому развитие мелкой моторики напрямую влияет на качество жизни.
Таким, образом, использование метода пластилинографии будет эффективным для развития мелкой моторики при создании следующих условий: наличии системы поэтапного обучения данной технике, заинтересованности детей техникой пластилинографии, совместной работе педагогов и родителей, обеспечивающей единство подходов в образовании и при взаимодействии педагога с детьми. Самое главное в работе - сделать так, чтобы душа у ребенка радовалась полноценному творческому процессу.
-----------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

 

 Луценко Татьяна Леонидовна

Зачем ребёнку музыка?

        

У вашего малыша склонность к музыке. Вы хотите эту склонность поддержать и развить, а позже определить его в музыкальную школу. А если так случится, что из вашего ребёнка не выйдет профессионального музыканта и он выберет другую профессию? Означает ли это, что силы, время и деньги (обучение музыке требует и того, и другого, и третьего) потрачены зря? Да и вообще, нужна ли ребёнку музыка, если он не станет музыкантом?

Мы уверены, что нужна. Хотя бы потому, что музыкальное воспитание тесно связано с нравственным воспитанием. Впрочем, далеко не все разделяют такое мнение. «Вряд ли, - сомневается наш знакомый, отец двух детей, физик по профессии. – Воспитывать может только слово, мысль, поступок. Но звуки, не наполненные определённым содержанием?..»

Родителям, дети которых учатся в музыкальной школе, мы задавали вопрос: для чего вашему ребёнку музыка? Отвечали по - разному: чтобы стал музыкантом; чтобы умел на каком – нибудь инструменте играть; чтобы полюбил музыку; для общего развития. А один папа сказал; чтобы не рос злым. Этот ответ кажется нам особенно важным: задача музыкального воспитания не столько в обучении музыке, сколько в воздействии через музыку на духовный мир ребёнка.

У малыша ещё мало знаний, мало опыта, но его эмоциональный мир сложен и ярок. Он обострённо чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Занятия музыкой способны сохранить в нём свежесть и обострённость чувств.

Семилетняя Катя играет пьесу «Болезнь куклы» из «Детского альбома» Чайковского, и её глаза погрустнели. Восьмилетний Серёжа, прослушивая пьесу Шумана «Первая утрата», нарисовал картинку: птенчик выпал из гнезда и лежит под деревом. Прилетели папа и мама птенчика и сидят, нахохлившись, на краю гнезда…Обращаясь к чувствам, музыка развивает эмоциональную чуткость, способность сострадать чужому горю.

О том, что музыка может оказывать воздействие на формирование нравственных качеств человека, знали ещё древние. Даром богов провозглашали музыку пифагорейцы. Платон, разделявший эстетические взгляды Пифагора, писал: «…Ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают её, если воспитание поставлено правильно. Это ясно из опыта: когда мы воспринимаем нашим ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. Восприятие музыки ведёт к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с житейской правдой»

Музыка была символом порядка и цивилизации в представлении древних китайцев. По их мнению, каждый образованный человек должен уметь играть на том или ином музыкальном инструменте.

Занятия музыкой приучают к труду. Чтобы научиться играть на любом музыкальном инструменте, надо ежедневно снова и снова повторять отдельные аккорды, фразы, пассажи. Причём, чтобы добиться результата, необходимо не только много работать, но и работать сосредоточенно. Поэтому, если ребёнок, окончив музыкальную школу, не стал музыкантом, а занимается совсем другим делом, время, проведённое за инструментом, не прошло зря. Он научился  тому, что в жизни наверняка  пригодится – много трудиться.

Занятия музыкой развивают интеллектуально. Вернёмся к замечанию нашего знакомого папы – физика. Как же всё – таки объяснить, что звуки, не наполненные, по его словам, смысловым содержанием, становятся важным средством воспитания?

Эмоциональная культура стимулирует работу мысли, заставляет задумываться над сутью тех или иных нравственных представлений. Поэтому эмоции и мышление тесно связаны между собой. Под влиянием музыкальных впечатлений начинают говорить дети с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими силами не расшевелить.

Как показали исследования венгерских и немецких учёных, дети, занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт. Была отмечена  также прямая связь между музыкальными и математическими способностями ребёнка. Учителя младших классов говорят, что после уроков музыки очень хорошо проходят уроки чтения. У детей обостряется восприятие, они лучше соображают.

Музыка будит мысль. Венгерский педагог Тибор Шараи считает, что « …слушание музыки способствует лучшему усвоению познавательного материала других предметов, уменьшает чувство перегруженности».

Духовному развитию детей способствует и пене в хоре. Здесь они ощущают свою ответственность за то, как звучит песня, испытывают радость творчества. « Воспитывая хориста, - писал известный хормейстер Георгий Струве, - вы, прежде всего,  воспитываете человека влюблённого в музыку, честного в своих мыслях и поступках».

В истории немало ярких примеров воздействия музыки, особенно песенной, на человека и даже на массы людей. Занятия музыкой делают человека сильней. Музыка развивает решительность, уверенность в себе.

В заключение хочется привести слова доктора Сузуки: «Моя цель – сделать из малыша не музыканта, а хорошего, благородного человека. Полюбив хорошую музыку, мои ученики будут стремиться к красоте и гармонии во всех сторонах жизни».

Музыка в жизни великих

«Музыка обладает магической силой и может усмирить дикаря, смягчить камень или согнуть  кряжистый дуб».

                                      У. Конгрив, британский драматург, XYIII век.

«Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какой – то гармонией, музыкой. Музыка одна может перенести трепет одной души в другую»

                                                                                         Герцен

«Слушая музыку, я сосредотачиваюсь с большей ясностью и напряжённостью над тем, чем занят внутренне»

                                            Стендаль